Кыргызское войлочное искусство

Многовековая история кыргызского народа тесно связана с декоративно-прикладным искусством. Контакт с первозданной природой с ее заснеженными горными системами, бурными реками, долинами сформировало характер и тонкий художественный вкус кыргызского народа. Стремление кыргызов к красоте вызвало к жизни различные виды декоративно-прикладного искусства - образцы народной фантазии и совершенства художественного видения. Орнамент и цвет являются основными средствами художественного выражения. Для кыргызского орнамента характерна богатая образность, лаконичность, простота и строгость художественных форм и смысловая многозначность элементов. Многообразные орнаментальные композиции (роговидные, растительные, геометрические) имеют реалистическую основу и непосредственную связь человека с окружающей средой. 

В народном сознании прикладное искусство неотделимо от быта, оно обусловлено не только практическими потребностями, но и духовными запросами. Традиционными видами кыргызского декоративно-прикладного искусства издревле является изготовление узорных войлочных ковров разных типов и предметов домашнего обихода из орнаментированного войлока. Это плетение узорных циновок из степного растения чия, обмотанного разноцветными шерстяными нитями. Узорное ткачество -ворсовое и безворсовое. Вышивка по коже, войлоку, шерстяной, шелковой и хлопчатобумажной ткани. Курак - создание орнаментальных композиций из разноцветных мелких фрагментов ткани. Изготовление узорных изделий из кожи. Резьба по дереву. Художественная обработка металлов. Ручное плетение из шерсти и шелка поясков, тесьмы, бахромы, кружев. Каждый вид изделия имеет свой особый орнамент. 

Шырдак. Кыргызское войлочное искусство одно из древнейших. Орнаментальные войлочные ковры - шырдаки - важный компонент в многослойном убранстве юрты. В народном художественном творчестве кыргызов шырдак - главный ковер, в котором декларируются принципы построения национального узора, его отличительные черты. Шырдак - ковер для пола, изготовляется из плотно укатанной шерстяной овечьей шерсти осенней стрижки, состоит из центрального поля и бордюра. Как правило, шырдак имеет форму прямоугольника, длинная сторона которого обычно равняется двум коротким. Этот ковер отличает яркая декоративность цвета и четкое решение орнаментальных композиций. 
Шырдак выполняется в технике аппликации, мозаики и редко встречается вышитый. Самый распространенный прием орнаментации - "мозаика". В основе техники - прием создания позитивного и негативного изображения: окрашенный войлок разрезают на куски и складывают попарно, сочетая два куска контрастных по цвету, затем наносят узор, вырезают его, меняют местами и сшивают так, чтобы фоном и узором служили разные по цвету части. Таким образом, достигается полное равенство фона и узора. 
Шырдак отличается четким рисунком узора, выделенным контуром, цветовой контрастностью: красного с синим, коричневого с оранжевым, белого с коричневым и т.д. Узоры всегда монументальные, четкие, предельно декоративные. В прошлом композиция центрального поля шырдака составлялась из кругов, позднее широкое распространение получили роговидные орнаментальные сюжеты, вписанные в ромбы. 
Вышитые шырдаки уникальны и редки, так как процесс вышивания по войлоку большого размера очень трудоемок. Вышитые шырдаки очень выразительны и необыкновенно красивы и изящны.

Ала-Кийиз. Очень широко распространен в народном искусстве и в быту ковер из войлока - "пестрый войлок" – ала-кийиз, изготовляемый техникой вваливания, вкатывания очень рыхлого цветного узора в рыхлый одноцветный фон. Ала-кийиз - древняя эпическая форма. Техника вваливания узора позволяет использовать не только геометрические, но и извилистые контуры. Контуры рисунка как бы размыты, традиционные мотивы приобретают новые неожиданные звучания. Непредсказуемость, плывучесть, нечеткость придают орнаменту ала-кийиза акварельность, мягкость, превращая сдержанную по тону цветовую гамму в сложную и целостную гармонию. Техника исполнения ала-кийизов создает возможности игры, подвижности цветовых пятен, своеобразного ритма цвета. 

Циновка. Неотъемлемой частью кыргызского народного творчества являются циновки, изготовляющиеся из стеблей чия, оплетенных цветной шерстью. Чий, представляет собой высокую жесткую степную траву, стебли которой идут на изготовление циновок с узором или без узора. Сезон сбора чия - сентябрь. Изделия из чия широко используются в повседневной жизни сельского населения. Циновку из чия ставят при ветре как заслон возле очага или сохнущей шерсти. Её стелят под войлочные ковры, оберегая их от сырости и порчи. В качестве своеобразной пресс-формы её используют при изготовлении шырдаков и ала-киизов. Циновка из чия опоясывает за кереге всё юрту, утепляет и украшает её. 
Имеется несколько типов композиции орнамента циновок. В них встречаются восьмигранники и другой орнамент с применением диагональной симметрии цвета - красного, белого, синего - ближе всего напоминают тканые ковры. 
Приспособление для изготовления циновки из чия представляет собой станок или деревянную конструкцию с двумя горизонтальными перекладинами. 

Процесс изготовления заключается в следующем: 
Мастерицы выбирают эскиз и делают разметку элементов узора уколами иглы на каждом чие (стебель). Затем каждый стебель отдельно оплетается шерстью различных цветов и соединяется с другим. Для этого, нити для скрепления чия (стеблей) наматываются на грузики и закрепляются петлей для того, что бы при навешивании нитей на перекладину станка, они не разматывались. Длина нитей должна быть в 4 раза длиннее предполагаемой длины циновки. Затем нити перевешиваются через перекладину на расстоянии 20-25 см. друг от друга. Далее чий (стебель), оплетенный шерстью, накладывается на перекладину с нитями, и концы нитей перекидываются на противоположную сторону. И так продолжается до тех пор, пока весь рисунок не сформирован. 
Изготовление циновок требует большого мастерства, терпения и настойчивости. Сложность процесса изготовления циновок из стеблей чия состоит в том, что каждый стебелек оплетается цветной шерстью отдельно и соединяется с другими позже. Поэтому нельзя предварительно наметить будущий узор. В силу этого, все элементы узора мастерица держит в уме, воображении. Самое сложное в плетении циновок - умение создать цельную композицию, четкий, сложный и интересный узор. Кыргызские циновки отличаются радостным колоритом, декоративностью. Это достигается крупными формами узоров и контрастным сочетанием цветов. По стилю орнамента чиевые циновки перекликаются с узорными тканями и ворсовыми коврами